Конечно, в первой записи своего блога мы расскажем, как мы придумали организовать доставку еды. Не еды в виде готовых блюд (этого и без нас хватает), а именно еды в виде продуктов.

Не хочу читать, хочу сразу в каталог!

Всё началось в 2014 году. Как часто бывает, идея сервиса пошла от личных потребностей.
Ужасно захотелось покупать продукты, не заходя в магазин. Ну правда, почему ты можешь купить в интернете всё что угодно – телефон, холодильник, бронь гостиницы, билеты, мебель, одежду, — а за продуктами, тем более, типовыми, вынужден ездить в супермаркет? Почему продукты-то нельзя купить из дома, через интернет?

Поискали; оказалось такого сервиса никто не сделал. У гипермаркетов на сайтах часто не было даже каталога; имеющийся инструментарий работал ужасно. Мелкие семейные фирмы без санитарных книжек не внушали доверия от слова «совсем»: какие-то люди принимали заказ, потом просто ехали в магазин, покупали продукты по списку заказа и перепродавали их тебе гораздо дороже. Совсем неинтересная для нормального потребителя схема.

— Тем лучше, — подумали мы и решили делать идеальный сервис доставки сами!

Вначале мы казались себе ужасно умными: мы первыми в Петербурге додумались до такой прекрасной штуки. Сейчас напишем софт, — мечтали мы, — предложим его всем магазинам, магазины будут принимать и исполнять заказы, а мы получать свой крошечный процент от огромных оборотов, покупать продукты через свой же сервис и жить припеваючи!

Как бы не так.
Очень быстро мы поняли, что проблема логистики не решена: в магазинах некому доставлять продукты, у них нет своих служб доставки. Конечно, можно сделать заказ, а кто его доставит? Причем доставлять же нужно было не абы как, а каждую позицию в идеальном состоянии, быстро, насколько возможно, и в удобное покупателю время. Но ничего подобного у магазинов не было.

Мы задумались: можно ли решить эту проблему «последней мили», и как это сделать? Через короткое время поняли, что решение есть, но придётся воплощать его нам самим, а не магазинам.
– Значит, будем организовывать собственную доставку! – вздохнули мы. Идея чисто интеллектуального, беспроблемного бизнеса несколько потускнела и усложнилась.

Сразу встал следующий вопрос: а кто будет собирать заказ? Оказалось, и с этим сложности. У продуктовых сетей другие задачи; у них не было людей, чтобы этим заниматься. А нанимать новых они были не готовы: непонятно, как их учить, как их загрузить, какие объёмы планировать и т.д.
Плюс пришло понимание: магазин работает на себя и на свою прибыль. Значит, в заказ могут попадать продукты на исходе срока годности (формально же они могут быть проданы), не очень красивые фрукты и овощи, слишком жирное мясо, не очень чистая упаковка – словом всё, что сами мы с полки никогда не возьмём, если есть альтернатива. А закупщик должен работать на покупателя, а не на магазин!

И мы поняли, что рынку нужна комплексная услуга из трёх составляющих. Первое — программное обеспечение и сайт с каталогами магазинов. Второе — сборка заказа; причём сборка придирчивая, как для себя. Третье — доставка заказа, быстрая и удобная для покупателя.

О доставке заказа расскажем отдельно. Чтобы сделать действительно крутой и удобный сервис, мы изучили опыт успешных зарубежных проектов (в основном, американских и британских), а потом провели ряд исследований в России. В результате родилась главная фишка и особенность нашего сервиса: «челночная доставка», ограниченная определённым районом.

Как организованы почти все доставки в большом городе? Собирается много заказов, загружается в автомобиль хорошей вместимости – и поехали развозить по районам! Во что это выливается для покупателя? Сидишь дома, как привязанный, и ждёшь 3-4 часа, когда до тебя доедет эта доставка.
Исследования показали, что люди просто ненавидят такую систему!
Дополнительное неудобство такой «групповой развозки» в том, что заказ не могут вам привезти быстро. Заказал ты продукты, а их привезут, в лучшем случае, завтра, а то и послезавтра. Люди хотят получать продукты в день заказа, а сервисы доставки либо не дают такой возможности, либо требуют очень высокую плату, расценивая доставку в день заказа как VIP-услугу.

Получалось, что нужна индивидуальная доставка каждого заказа каким-то юрким транспортом: «быстро доставил – вернулся обратно», «доставил – обратно». Только челночные движения «туда-сюда» могли обеспечить решение логистической задачи «доставка в день заказа с коротким интервалом ожидания».
Поскольку мы считаем вопросы экологии крайне важными, выбор остановили на электрических трёхколёсных скутерах, трициклах. Впоследствии оказалось, что и многим потребителям важно и ценно то, что мы не портим окружающую среду транспортными выхлопами.

Осенью 2015 года проект был запущен в пилотном режиме, плавно перейдя в полноценную стадию активной работы и развития.
В каждом магазине, включенном в нашу систему, работают закупщики iGooods. Они носят униформу с логотипом, чтобы потребители могли наблюдать их работу и убеждаться, что мы собираем заказы действительно в торговом зале, а не в каких-то подозрительных подсобках.
Возле магазина дежурят трициклы, отвозя заказы к выбранному покупателем времени и возвращаясь на стоянку за следующим заказом. Опоздание может составить не более 25 минут. Заказы из магазина доставляются по адресам в радиусе 4-6 км, чтобы курьер успел вернуться для доставки следующего заказа вовремя.
Конечно, вначале человеку может показаться странным и непривычным, что мы доставляем продукты и товары не из любого магазина, а только из довольно близкого к нему. Но все быстро привыкают и подсаживаются на это удобство: доставка в день заказа и ожидание курьера не более 25 минут. Мы не слышали, чтобы в нашей нише кто-то организовал всё хотя бы близко по точности и быстроте доставки.

Сейчас, в июле 2016, в системе iGooods.ru лишь 4 магазина, 2 Metro и 2 Prisma. Соответственно, доставка еды (продуктов) производится лишь в трёх районах: Приморский, Василеостровский, Красногвардейский, часть Невского района.
Охватить весь Петербург планируем максимум в течение года; конечно, будут подключены дополнительные магазины и сети. Например, уже заключен договор с Лентой.
Так что если ваш адрес не входит в зону охвата, не грустите: оставьте email, а когда доставка придёт в ваш район, мы пришлём вам письмо и подарим промокод на бесплатную доставку.

P.S. Дорогие читатели, имейте ввиду, что с момента написания этой записи блога мы открыли много новых магазинов, подключили сети Лента и Super Babylon и расширили зону доставки, охватив почти весь Петербург.
А ещё мы выпустили мобильное приложение:

Скачать приложение для Android

Скачать приложение для iOS

Приятных покупок!
Ваш сервис доставки продуктов iGooods

Хочу начать покупки!